Авторы
- Столь Анна Викторовна кандидат экономических наук, доцент
Аннотация
Образование является одним из социальных институтов, формирующих человеческий капитал, качество которого выступает условием экономического роста и повышения качества жизни, которые, в свою очередь, влияют на дальнейшее воспроизводство человеческого капитала. В статье в рамках дискуссии об условиях профессионального выбора молодежи проведен анализ ряда факторов, влияющих на деятельность российских вузов: характер спроса на образовательные услуги, нормативное регулирование и финансовое обеспечение. Несмотря на рост финансирования высшего образования в абсолютных значениях, запрос на бюджетные места со стороны населения не удовлетворяется, число бюджетных мест сокращалось до 2020 года. Делается вывод о сужении поля профессионального выбора молодежи, неэффективности действующего механизма регулирования сферы образования применительно к долгосрочной цели социально-экономического развития России по повышению качества человеческого капитала. Это является институциональной ловушкой, закрепляющей бедность и неравенство в регионах России. Предлагается идея образовательных депозитов как альтернатива контрольных цифр приема в вузы.
Как ссылаться
Столь, А. В. (2023). РАЗВИТИЕ ВУЗОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА МОЛОДЕЖИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика», 2023 №4 (38), 120. https://doi.org/10.25688/2312-6647.2023.38.4.10
Список литературы
1.
1. Вишневский Ю. Р. История зарубежной социологии образования // Тенденции развития и уроки: монография. Ч. I. Классический этап (сер. XIX в. – нач. ХХ в.). Екатеринбург: УрФУ, 2014. 514 с.
2.
2. Burzynski M., Deuster C., Docquier F. Geography of skills and global inequality [Электронный ресурс] // Journal of Development Economics. January 2020. Vol. 142. URL: https://www.researchgate.net/publication/331466579_Geography_of_skills_and_global_inequality
3.
3. Tvaronavičienė M., Shishkin A., Lukáč P., Illiashenko N., Zapototskyi S. Sustainable economic growth and development of educational systems [Электронный ресурс] // Journal of International Studies. 2017. Vol. 10. № 3. URL: https://www.jois.eu/?372,en_sustainable-economic-growth-and-development-of-educational-systems
4.
4. Звоновский В. Б., Меркулова Д. Ю., Меркулова Е. Ю., Петренко К. В. Затраты домохозяйств на образование и социальная мобильность [Электронный ресурс] // Информационный бюллетень. № 6 (24). Фонд «Общественное мнение». URL: https://bd.fom.ru/pdf/edmom10.pdf
5.
5. Образование [Электронный ресурс] // Всемирный Банк: сайт. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/topic/education/overview
6.
6. Hannum E., Buchmann C. The Consequences of Global Educational Expansion: Social Science Perspectives [Электронный ресурс] // American Academy of Arts & Sciences: website. URL: https://www.amacad.org/publication/consequences-global-educational-expansion-socialscience-perspectives/section/2
7.
7. Jaume D. The labor market effects of an educational expansion [Электронный ресурс] // Journal of Development Economics. March 2021. Vol. 149. URL: https://www.researchgate.net/publication/321178988_The_Labor_Market_Effects_of_an_Educational_Expansion
8.
8. Mojados J. Educational Inequality and Opportunity: The Effects of Secondary Education Expansion on Educational Attainment in the Philippines [Электронный ресурс]. URL: http://arks.princeton.edu/ark:/88435/dsp01rb68xf89b
9.
9. Бюллетень о сфере образования. Российское образование в контексте индекса человеческого капитала. Декабрь 2018. 24 с. [Электронный ресурс] // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации: сайт. URL: https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/20277.pdf
10.
10. Аналитический обзор. Профессия, которую мы выбираем: факторы и мотивы решения. Дата публикации: 24 января 2022 [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения: сайт. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professija-kotoruju-my-vybiraem-faktory-i-motivy-reshenija
11.
11. Иудин А. А., Ситникова И. В., Тюнтяев А. С. Влияние ценностных ориентаций на профессиональный выбор абитуриентов (часть 2) [Электронный ресурс] // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 1 (57). С. 42–51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsennostnyhorientatsiyna-professionalnyy-vybor-abiturientov-chast-2-1 (дата обращения: 05.07.2023).
12.
12. Afridi F., Barooah B., Somanathan R. Improving learning outcomes through information provision: Experimental evidence from Indian villages [Электронный ресурс] // Journal of Development Economics. September 2020. Vol. 146. URL: https://www.researchgate.net/publication/327000238_Improving_learning_outcomes_through_information_provision_Experimental_evidence_from_Indian_villages
13.
13. Булаева С. В., Исаева О. Н. Система мирового образования: современные тенденции развития: монография. Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2012. 128 с.
14.
14. Амбарова П. А., Зборовский, Г. Е. Имитации в высшем образовании России как социальная проблема [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2021. № 30 (5). С. 88–106. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/2777
15.
15. Стегний В. Н. Социологический анализ отношения преподавателя к системе управления вузом [Электронный ресурс] // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2015. № 2. С. 6–14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskiyanaliz-otnosheniya-prepodavatelya-k-sisteme-upravleniya-vuzom (дата обращения: 14.01.2022).
16.
16. Салми Д., Фрумин И. Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 5–44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskie-vuzy-v-konkurentsii-universitetovmirovogo-klassa (дата обращения: 11.01.2020).
17.
17. Липкин А. И. Социокультурные и политические факторы в развитии российского естествознания (XVIII–XX вв.) // Portfel’ studenta. Directmedia. 2016. 28 февраля. 175 с.
18.
18. Заярная И. А. Внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность вузов [Электронный ресурс] // SCI-ARTICLE.RU. 2015. № 26 (октябрь). URL: http://www.sci-article.ru/stat.php?i=1445946721
19.
19. Леньков Р. В., Боровлeва Е. И. Корпоративная культура как фактор эффективности вуза [Электронный ресурс] // Науковедение. 2013. Вып. 5. № 18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-kak-faktor-effektivnosti-vuza
20.
20. Клейнер Г. Б. Институциональное управление, институты управления, управление институтами [Электронный ресурс] // Институциональная экономика: развитие, преподавание, приложения: мат-лы Третьей Международной конференции. URL:
https://kleiner.ru/wp-content/uploads/2015/01/20131-131127115508-phpapp02.pdf (дата обращения: 14.09.2021).
21.
21. Щербакова Е. М. Демографические итоги I полугодия 2019 года в России (часть I) [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. 2019. № 823–824. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2019/0823/barom03.php
22.
22. Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник / Н. В. Бондаренко [и др.]; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 96 с. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». URL: https://www.hse.ru/data/2019/08/12/1483728373/oc2019.PDF
23.
23. Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 133 с. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/486888225.pdf
24.
24. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг [и др.]; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 133 с. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» | Институт статистических исследований и экономики знаний. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/749756927.pdf
25.
25. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования за 2018 г. М., 2019. с. 132. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России. URL: http://static.government.ru/media/files/VGZkuVnp1h5rLAAIBZ1AsP5zv4zhI79t.pdf
26.
26. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования за 2017 [Электронный ресурс] // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/files/files/477260-7_1.pdf
27.
27. Качество приема в российские вузы: 2021 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». URL: https://www.hse.ru/ege2021/
28.
28. Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8–9. URL: https://vo.hse.ru/data/2014/08/04/1314336015/2013-4_Kuzminov.pdf
29.
29. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. М., 2020. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России.
URL: http://static.government.ru/media/files/TqYc5WPreBUOgYaya15z5siRjBU6sdV0.pdf
30.
30. Клячко Т. Высшее образование: больше, лучше или дешевле? [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. № 669–670. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0669/tema02.php
31.
31. Доступность бесплатного высшего образования с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и г. Санкт-Петербурга) [Электронный ресурс] // Научно-технологическое развитие Российской Федерации: сайт. URL: https://нтр.рф/indicators-and-ratings/indicator/cube49
32.
32. Бюллетень о сфере образования. Развитие негосударственных вузов в России. Аналитический центр при Правительстве РФ. Март, 2018 год. [Электронный ресурс] Аналитический центр при Правительстве РФ: сайт. URL: https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/16496.pdf
33.
33. Гайардон А. Бесплатное высшее образование: когда путают равенство и справедливость [Электронный ресурс] // Международное высшее образование. 2017. № 91. С. 17–19. URL: https://ihe.hse.ru/issue/view/628/IHE91
34.
34. World Bank. 2018 year. World Development Report 2018: Learning to Realize Educational Perspectives. Washington DC: World Bank. [Электронный ресурс] // World Bank: official website. URL: https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2018
35.
35. Гуриев С., Чертозанская Е. «Правительства часто инвестируют не туда, куда надо» [Электронный ресурс] // Harvard Business Review Россия. 2 марта 2020. URL: https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/ekonomika/821994/
36.
36. Дегтярев А. Н., Дегтярева Л. Р. Современные драйверы развития российского образования в условиях разнонаправленных вызовов [Электронный ресурс] // Экономика образования. 2015. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyedrayvery-razvitiya-rossiyskogo-obrazovaniya-v-usloviyah-raznonapravlennyh-vyzovov-1 (дата обращения: 18.07.2017).
37.
37. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Типологии аномалий в высшем образовании // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 3. C. 497–511.
38.
38. Аналитическая записка «Индекс человеческого развития в России: региональные различия». М., 2021. 22 с. [Электронный ресурс] // Аналитический центр при Правительстве РФ: сайт. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/analitika/2022/_2021_long.pdf (дата обращения: 18.07.2022).
39.
39. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. Экологические приоритеты для России. М., 2017. [Электронный ресурс] // Аналитический центр при Правительстве РФ: сайт. URL: https://ac.gov.ru/news/page/opublikovan-doklad-oceloveceskom-razvitii-v-rossii-za-2017-god-15604 (дата обращения: 18.07.2022).
40.
40. Свиридов Н. Н., Грабова О. Н. «Ловушки бедности»: тенденции и трансформации [Электронный ресурс] // Экономика образования. 2015. № 2. С. 168–174. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/lovushki-bednosti-tendentsii-i-transformatsii (дата обращения: 18.07.2017).