Авторы
- Землянская Наталия Борисовна кандидат экономических наук, доцент
- Зубеева Елена Валериевна кандидат экономических наук, доцент
- Казакова Наталья Вячеславовна кандидат экономических наук, доцент
Аннотация
В статье проводится комплексный анализ уровня конкурентного давления на кафедру как структурную единицу вуза с использованием методологии пяти сил конкуренции Майкла Портера. Рассмотрены ключевые элементы конкурентной среды, включая влияние со стороны поставщиков, существующих и потенциальных конкурентов, потребителей, а также наличие альтернативных образовательных программ. Каждая из указанных сил была оценена по балльной системе.
Результаты анализа показали, что наибольшую угрозу для стабильного функционирования кафедры представляют текущие и потенциальные конкуренты, а также программы-заменители. Влияние же поставщиков и потребителей оценивается как умеренное. На основе полученных данных разработаны практические рекомендации, направленные на устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности кафедры.
Как ссылаться
Землянская, Н. Б., Зубеева, Е. В. & Казакова, Н. В. (2025). ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ МАЙКЛА ПОРТЕРА ДЛЯ ОЦЕНКИ МИКРОСРЕДЫ ВУЗА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика», № 2 (44), 114. https://doi.org/10.24412/2312-6647-2025-244-114-127
Список литературы
1.
1. Баландина Д. М., Алиаскарова Ж. А., Игнатова А. М. Цифровая экономика: особенности развития и поведения потребителей // Известия Международной академии аграрного образования. 2020. № 52. С. 59–63.
2.
2. Баранова И. В. Совершенствование маркетингового инструментария повышения конкурентоспособности субъектов образовательного кластера: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Волгоград, 2021. 210 с.
3.
3. Гарина А. В. Эффективные методы оценки конкурентоспособности высших учебных заведений // Молодой ученый. 2023. № 14 (461). С. 149–152.
4.
4. Пашкус Н. А., Пашкус В. Ю. COVID-19, принудительная цифровизация и конкурентоспособность высших учебных заведений // Проблемы современной экономики. 2022. № 2 (82). С. 192–195.
5.
5. Полтарыхин А. Л., Шелковников С. А., Иванова С. П. Развитие системы управления конкурентоспособностью организации в условиях изменения внешней среды // Дискуссия. 2024. № 4 (125). С. 167–175.
6.
6. Соколова А. П., Долгополюк Э. Э. Анализ рыночной среды компании как этап
формирования ее стратегии // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 10-2.
С. 194–198.
7.
7. Халин В. Г., Чернова Г. В. Разработка сбалансированной системы показателей для количественной оценки стратегических решений по управлению российскими вузами в контексте вызовов цифровой экономики // Теоретическая экономика. 2020. № 1. С. 45–50.