Авторы
- Бывшев Владимир Игоревич кандидат экономических наук
- Суслова Юлия Юрьевна доктор экономических наук, профессор
- Волошин Андрей Владимирович доктор экономических наук
- Писарев Иван Владимирович
Аннотация
В современном мире новые технологии развиваются стремительными темпами и цифровая трансформация все больше пронизывает различные сферы деятельности человека, включая сферу услуг. Цифровые технологии внедряются в существующие бизнес-процессы организаций сферы услуг, что позволяет им повысить эффективность, клиентоцентричность, минимизировать издержки и предоставлять услуги на качественно новом уровне. Цель исследования — выявить предпосылки, факторы и проявления цифровой трансформации организаций сферы услуг.
Авторами использованы общенаучные методы и подходы, среди которых анализ и синтез, сбор и систематизация теоретических данных, сравнение. Дана классификация предпосылок, факторов и проявлений цифровой трансформации организаций сферы услуг по семи направлениям, среди которых технологическое, социальное,
культурное, экологическое, экономическое направления, а также безопасность и интеграция.
Как ссылаться
Бывшев, В. И., Суслова, Ю. Ю., Волошин, А. В. & Писарев, И. В. (2025). ПРЕДПОСЫЛКИ, ФАКТОРЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика», № 2 (44), 94. https://doi.org/10.24412/2312-6647-2025-244-94-113
Список литературы
1.
1. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / пер. с англ. И. Дубинского; под ред. С. Писарева. М.; Киев: Рефл-бук, INT Пресс, 1999. XXIII. 408 с.
2.
2. Бывшев В. И. Проявления цифровой трансформации в развитии организаций сферы услуг и их роль в формировании инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг // Роль образования и науки в эпоху быстро меняющихся технологий: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 14 апреля 2025 г. Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2025. С. 15–18.
3.
3. Проблемы и тенденции развития сферы услуг в условиях цифровизации / Ю. Л. Александров [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. Красноярск: Сибирск. фед. ун-т, 2023. 260 с.
4.
4. Майоров С. А. Развитие экосистемы ПАО «Сбербанк» // Integral. 2022. № 1. С. 111–117.
5.
5. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегии развития экосистем: анализ российского опыта // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2021. Т. 12. № 3. С. 242–251.
6.
6. Криптовалюта как правовая категория / И. Кучеров [и др.] // Финансовое право. 2018. № 5. С. 3–8.
7.
7. Варшавский А. Е., Кузнецова М. С. Анализ показателей инновационного раз- вития смартфонов (на примере смартфонов iPhone компании Apple) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2021. Т. 17. № 9. С. 1625–1649.
8.
8. Овсянникова В. В. Предпосылки цифровой трансформации бизнес-моделей предприятий сферы услуг // Экономика и предпринимательство. 2023. № 7 (156). С. 869–872. DOI: 10.34925/EIP.2023.156.7.151
9.
9. Маркова В. Д. Влияние цифровой экономики на бизнес // ЭКО. 2018. № 12 (534). С. 7–22.
10.
10. Тищенко И. А. Концепция цифровой трансформации экономики промышленности: инновационные подходы и прогнозирование экономического развития: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / Тищенко Ирина Александровна. Орел: [б. и.], 2022. 375 с.
11.
11. Анализ уровня цифровизации регионов Арктической зоны Российской Федерации в преддверии реализации стратегии развития Арктической зоны / В. И. Бывшев [и др.] // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2022. Т. 20. № 1. С. 78–92. DOI: 10.24147/1812-3988.2022.20(1).78-92
12.
12. Chin H., Marasini D. P., Lee D. Digital transformation trends in service industries // Service Business. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 11–36. DOI: 10.1007/s11628-022-00516-6
13.
13. Leonova V. P., Vinogradova M. V., Pochinok N. B. Impact of digitalization on changes in business processes of service provision // International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2019. Vol. 8. No. 10. P. 231–243.
14.
14. Cai Q. Public service level and human development in the context of digitalization. J. Soc. Econ. Dev. 26, 1103–1119 (2024). DOI: 10.1007/s40847-023-00293-6
15.
15. Venkatesh R., Singhal T. K. Articulating business model innovation, digital transformation and managed services: case of digital transformation as a service // International Journal of Business and Globalisation. 2023. Vol. 33. No. 1/2. P. 1. DOI: 10.1504/ijbg.2023.128320
16.
16. Specific features of formation and management of services industry in the market economy / A. A. Tatuev [et al.] // International Journal of Economic Perspectives. 2017. Vol. 11. No. 2. P. 1–13.
17.
17. From servitization to digital servitization: How digitalization transforms companies’ transition towards services / C. Favoretto [et al.] // Industrial Marketing Management. 2022. Vol. 102. P. 104–121. DOI: 10.1016/j.indmarman.2022.01.003
18.
18. Добролюбова Е. И., Старостина А. Н. Факторы развития цифровых государственных услуг // Информационное общество. 2022. № 3. С. 11–20. DOI: 10.52605/16059921_2022_03_11
19.
19. Loginov M. P., Usova N. V., Drevalev A. A. Models of digital services development during an economic crisis // Proceeding of the International Science and Technology Conference «FarEastSon 2020», Vladivostok, 06–09 October 2020. Vol. 227. Singapore: Springer, 2021. P. 555–567. DOI: 10.1007/978-981-16-0953-4_54
20.
20. Гудкова Т. В. Экономика совместного потребления как новая модель социально-экономического развития цифровой экономики // Философия хозяйства. 2023. № 5 (149). С. 67–91.
21.
21. Данилин И. В. Развитие цифровой экономики США и КНР: факторы и тенденции // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12. № 6. С. 246–267. DOI: 10.23932/2542-0240-2019-12-6-12
22.
22. Кочетков Е. П., Забавина А. А. Цифровая трансформация компаний: сущность и эмпирическая оценка влияния на эффективность // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2021. № 1 (195). С. 38–51. DOI: 10.46554/1993-0453-2021-1-195-38-51
23.
23. Бунин В. Д., Бунина Е. А. Цифровая трансформация бизнеса // Цифровизация: наука и образование в условиях современных вызовов: сб. материалов I Междунар. межфилиальной науч. конф., Ташкент, 29 октября 2021 г. Ташкент: Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова, Ташкентский филиал, 2021. С. 121–126.
24.
24. Горбач Л. А., Башкирцева С. А., Мисбахова Ч. А. Институциональные аспекты инновационного развития отечественной экономики в условиях новой цифровой парадигмы // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2020. № 5 (84). С. 130–141. DOI: 10.21295/2223-5639-2020-5-130-141
25.
25. Комарчева О. С., Лысенко Е. А. Оценка степени готовности предприятий торговли и сферы услуг к цифровой трансформации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5. № 3. С. 375–386. DOI: https://doi.org/10.21603/2500-3372-2020-5-3-375-386
26.
26. Пригоцкая Я. Д., Гайсарова А. А. Особенности развития сферы услуг в эпоху цифровизации // Цифровой контент социального и экосистемного развития экономики: сб. тр. Mеждунар. науч.-практ. конф., Симферополь, 08 ноября 2022 г. Симферополь: Крымск. фед. ун-т им. В. И. Вернадского, 2022. С. 544–546.
27.
27. Третьяков О. В. Формирование алгоритма цифровой трансформации современной компании сферы услуг // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12. № 8-1. С. 237–247. DOI: 10.34670/AR.2022.40.15.028
28.
28. Оборин М. С., Митрофанова И. В. Стратегические направления развития сферы услуг в цифровой среде // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10. № 9-1. С. 162–175. DOI: 10.34670/AR.2020.22.62.017
29.
29. Иноземцев С. А., Линкина А. В. Экономический и социальный эффект цифровой трансформации // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2022. № 1 (40). С. 155–58.
30.
30. Актуальность повышения эффективности управления институтами в сервисной деятельности в условиях становления в глобализированном мире шестого технологического уклада / Н. С. Волостнов [и др.] // Московский экономический журнал. 2020. № 1. С. 40. DOI: 10.24411/2413-046X-2020-10020
31.
31. Хорева Л. В., Шраер А. В. Цифровая трансформация сферы услуг в системе факторов устойчивого развития сервисной экономики // Императивы устойчивого развития социально-экономических систем в цифровой экономике. СПб.: Санкт-Петер бургск. гос. экон. ун-т, 2023. С. 31–40.
32.
32. Цифровая трансформация сферы услуг в странах – участниках СНГ / Г. А. Карпова [и др.] // Технико-технологические проблемы сервиса. 2023. № 2 (64). С. 92–96.
33.
33. Карпова Г. А., Хорева Л. В., Шраер А. В. Проблемы цифровой трансформации сферы услуг: инновационный, экономический и социальный аспекты // Журнал правовых и экономических исследований. 2023. № 2. С. 192–201. DOI: 10.26163/GIEF.2023.97.42.029
34.
34. Коваленко Н. В. Цифровые трансформации в сфере услуг: основные вызовы и возможности // Торговля и рынок. 2023. Т. 1. № 3 (67). С. 141–146.
35.
35. Молчанова С. М. Направления цифровой трансформации сферы услуг // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 4. № 6 (138). С. 201–207. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2023.06.04.022
36.
36. Скоробогатова Т. Н. О цифровизации сферы услуг населению на современном этапе экономического развития // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2020. № 1. С. 129–132.
37.
37. Третьяков О. В. Формирование алгоритма цифровой трансформации современной компании сферы услуг // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12. № 8–1. С. 237–247. DOI: 10.34670/AR.2022.40.15.028
38.
38. Давидчук Н. Н., Мейдер Е. В. Тенденции развития сферы услуг в условиях цифровизации экономики // Торговля и рынок. 2023. Т. 2. № 4 (68). С. 120–125.
39.
39. Головенчик Г. Цифровые услуги: понятийный аппарат, классификаторы // Банковский вестник. 2021. № 10 (699). С. 42–55.
40.
40. Катанаева М. А., Бывшев В. И. Роль статистических методов в принятии решений на основе фактов на примере ты и качество. 2012. № 3. С. 78–82.деятельности российских вузов // Стандарты и качество. 2012. № 3. С. 78–82.