Главная Выпуски 2022 №3 (33)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ САНКЦИОННОГО КРИЗИСА

Управление в образовании , УДК: 314.07 DOI: 10.25688/2312-6647.2022.33.3.8

Авторы

  • Суслов Илья Дмитриевич

Аннотация

Развитие информационных технологий позволило сменить вектор развития образования с традиционного (очного) на дистанционное. Изменение способов получения образования создало новый сегмент на образовательном рынке. Электронное обучение позволяет обеспечить высокий уровень доступности образования, выстраивать индивидуальные образовательные траектории и создавать организационные формы между образовательными учреждениями, бизнесом и потребителями в эпоху глобализации. Первые площадки цифрового обучения появились еще в 90-е годы ХХ в., но активно применяться начали спустя 20 лет. Ежегодный рост мирового рынка онлайн-образования колеблется в пределах 13–14 % за период 2017–2021 гг., что лишь подчеркивает факт неизбежности увеличения количества дистанционных образовательных технологий в среднем, высшем и дополнительном образовании. Наряду с общемировыми трендами, российский рынок электронного образования (EdTech-рынок) на протяжении последних пяти лет показал значительный рост. Участие государства, частных фондов и компаний в финансировании и управлении образовательными проектами позволили стабильно поддерживать темпы роста в пределах 18 % за период 2016–2021 гг. Обострение отношений с иностранными партнерами и последующий уход европейских и североамериканских компаний с российского рынка цифрового образования стали новым вызовом для отечественной системы онлайн-образования. Поддержка государства посредством финансирования, постановлений правительства, федеральных и национальных программ, появление новых игроков на внутреннем рынке и конечная переориентация с Запада на Восток позволят в полной мере и дальше развивать этот сегмент отечественного рынка образования. В статье представлен обзор основных тенденций изменения рынка онлайн-образования и предложены рекомендации по его развитию.

Как ссылаться

Суслов, И. Д. (2022). ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ САНКЦИОННОГО КРИЗИСА , 2022 №3 (33), 89. https://doi.org/10.25688/2312-6647.2022.33.3.8
Список литературы
1. 1. Постановление правительства РФ от 29.03.2022 г. №506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средствах индивидуализации, которыми такие товары маркированы» | Меры по повышению устойчивости экономики в условиях санкций от 30 марта 2022 г. // КонсультантПлюс.
2. 2. Анализ рынка образовательных технологий (EdTech) в России в 2017–2021 гг., прогноз на 2022–2026 гг. Перспективы развития рынка в условиях санкций [Электронный ресурс] // BusineSstat. URL: https://businesstat.ru/catalog/id79069/ (дата обращения: 14.07.2022).
3. 3. Говорова А. В., Суслова И. П., Щелокова С. В. Анализ рынка онлайн-образования в России в контексте теории экономического доминирования // Мир новой экономики. 2021. № 15 (3). С. 77–84.
4. 4. Исследование российского рынка онлайн-образования 2021 и тренды 2022 от лидеров отрасли [Электронный ресурс] // Нетология. 2022. URL: https://netology.ru/edtech_research_2022 (дата обращения: 16.07.2022).
5. 5. Исследование российского рынка онлайн-образования 2020 [Электронный ресурс] // Talent tech. URL: https://researh.edmarket.ru/ (дата обращения: 14.07.2022).
6. 6. Крупнейшие EdTech-компании России [Электронный ресурс] // Smart Ranking: [сайт]. URL: https://edtechs.ru/ (дата обращения: 15.07.2022).
7. 7. Маслова М. А., Лагуткина Т. В. Анализ выявления положительных и отрицательных сторон внедрения дистанционного обучения // Научный результат. Информационные технологии. 2020. № 2. С. 54–60.
8. 8. Сарахман Ю. В., Загорная Т. О. Исследование рынка онлайн-образования и образовательных технологий в России и мире // Российские регионы в фокусе перемен: сб. докладов XV Междунар. конф. Т. 1. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2021. С. 234–238.
9. 9. Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы // Педагогическое образование в России. 2020. № 4. С. 16–26.
10. 10. Формирование новых компетенций для общественного сектора цифровой экономики: монография / В. В. Строев [и др.]. М.: МГПУ, 2021. 180 с.
11. 11. Танделова О. А., Везиров Т. Г. Онлайн-курсы в образовательном процессе // Инновационные технологии в образовании. 2021. № 1 (6). С. 142–153.
Скачать файл .pdf 275.47 кб