Авторы
- Кисляков Алексей Николаевич доктор экономических наук, кандидат технических наук
- Голубева Анна Николаевна
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы финансирования системы образования, проводится анализ изменения принципов финансирования — введение системы подушевого финансирования и ее реализации на территории страны, намечены возможные пути совершенствования организации системы образования через
изменение ее финансирования и обеспечение информирования участников образовательных отношений. Проведен анализ влияния качества жизни населения в российских регионах на миграцию молодого населения страны из сельской местности в города. Анализ политики частичной реализации своих обязательств субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в период с 2000 года по настоящее время вследствие недофинансирования показал неспособность обеспечения равного доступа граждан к государственным услугам в сфере образования.
Анализ статистической информации и материалов исследователей позволил сделать вывод о необходимости изменения системы финансового обеспечения сферы образования, находящейся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации. В соответствии с развитием единого образовательного пространства Российской Федерации на основании проведенного исследования предложена модель финансирования сферы дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования на основании информации, хранящейся в региональных информационных
системах (РИС). Представлена модель реализации взаимодействия органов власти с информацией, хранящейся в РИС, в целях минимизации бюрократической нагрузки на администрацию образовательной организации и уменьшения сроков получения исходных данных с учетом исключения из процесса взаимодействия запроса информации посредством направления официальных писем. Построенная модель взаимодействия отражает исключение из связки «федерация – регион – муниципалитет – образовательная организация» промежуточных элементов. Актуальность данной темы определяется изменениями, происходящими в системе финансирования образования в РФ, и стратегическими задачами в сфере реализации государственной программы развития образования до 2030 года.
Как ссылаться
Кисляков, А. Н. & Голубева, А. Н. (2024). НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика», № 4 (42), 8. https://doi.org/10.24412/2312-6647-2024-442-8-25
Список литературы
1.
1. Ишина И. В. Финансирование и оценка качества услуг сферы общего образования: монография. М.: Дашков и К, 2019. 146 с.
2.
2. Сигова С. В., Гуртов В. А. Бюджетное финансирование науки и образования в субъектах Российской Федерации. Москва: Экономика, 2008. 686 с. ISBN 978-5-282-02914-7. EDN QTSCGN.
3.
3. Мацкевич А. В., Романова В. В. Применение подушевых нормативов при финансировании образовательных учреждений // Финансовый журнал. 2017. № 6 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-podushevyh-normativov-prifinansirovanii-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 19.04.2023).
4.
4. Семеко Г. В. Финансовое обеспечение системы образования: глобальные тенденции и особенности России // РСМ. 2019. № 3 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovoe-obespechenie-sistemy-obrazovaniya-globalnye-tendentsii-iosobennosti-rossii (дата обращения: 01.03.2023).
5.
5. Южакова Т. А., Каракчиева И. В. Финансирование системы образования России (Динамика расходов на образование: Российский и Международный опыт) // Наука, техника и образование. 2015. № 2 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansirovanie-sistemy-obrazovaniya-rossii-dinamika-rashodov-na-obrazovanie-rossiyskiyi-mezhdunarodnyy-opyt (дата обращения: 18.04.2023).
6.
6. Экспертный доклад «Двенадцать решений для нового образования». URL: https://www.s-vfu.ru/sotrudniku/vasvfu/tvo/Доклад_12_решений%20_для_нового_об-разования.pdf (дата обращения: 09.02.2023).
7.
7. Головчин М. А. Спорные решения для «нового образования» // JIS. 2022. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spornye-resheniya-dlya-novogo-obrazovaniya (дата обращения: 09.03.2024).
8.
8. Козлов Д. В., Платонова Д. П., Лешуков О. В. Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 32 с. URL: https://ioe.hse.ru/data/2017/07/17/1170750199/САО_4(12)_Где%20учиться%20%20и%20где%20работать.pdf (дата обращения: 12.02.2023).
9.
9. Education at a Glance 2022: OECD Indicators. Paris: OECD Publishing, 2022. 462 p. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/3197152b-en.pdf (дата обращения: 29.01.2023).