Главная Выпуски № 3 (45)

ВЛИЯНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

Отечественный и зарубежный опыт управления , УДК: 005.93:005.591.6 DOI: 10.24412/2312-6647-2025-345-116-130

Авторы

  • Елкина Ольга Сергеевна доктор экономических наук, профессор

Аннотация

Управленческие инновации являются одним из важнейших факторов, которые приводят к повышению инновационного потенциала организации и способствуют формированию конкурентных преимуществ на рынке. Цель статьи — выявить роль управленческих инноваций в формировании инновационного потенциала организации. Задачи: проанализировать роль факторов, влияющих на формирование управленческих инноваций, и определить, каким образом управленческие инновации влияют на инновационный продукт, инновационный процесс и маркетинговые инновации. В основе работы лежит социологическое исследование, в ходе которого был проведен онлайн-опрос 428 предприятий. Структурные взаимосвязи между факторами были определены путем моделирования на основе структурных уравнений. В исследовании были получены следующие результаты. Во-первых, управленческие инновации положительно влияют на продуктовые, процессные и маркетинговые инновации. Во-вторых, размер организации влияет на роль управленческих инноваций в формировании инновационного потенциала организации. В-третьих, для формирования управленческих инноваций наибольшую значимость имеет такая предпосылка, как ориентация на качество. В целях формирования инновационной стратегии организации необходимо создать условия для формирования управленческих инноваций через внедрение систем управления качеством. Сформированные управленческие инновации положительно и значимо влияют на стимулирование и развитие продуктовых, процессных и маркетинговых инноваций.

Как ссылаться

Елкина, О. С. (2025). ВЛИЯНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика», № 3 (45), 116. https://doi.org/10.24412/2312-6647-2025-345-116-130
Список литературы
1. 1. Damanpour F., Aravind D. Managerial innovation: Conceptions, processes, and antecedents // Management and Organization Review. 2012. Vol. 8 (2). P. 423–454.
2. 2. Kafеtzopoulos D., Skalkos D. An audit of innovation drivers: Some empirical findings in Greek agri-food firms // European Journal of Innovation Management. 2019. Vol. 22 (2). P. 361–382.
3. 3. Hecker A., Gantеr A. The influence of product market competition on technological and management innovation: Firm-level evidence from a large-scale survey // European Management Review. 2013. Vol. 10 (1). P. 17–33.
4. 4. Елкина О. С. Управленческие инновации и их влияние на инновационный потенциал предприятия // Теория и практика управления в современных условиях: cб. науч. тр. по итогам IV Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 13–14 февраля 2025 г. СПб.: Санкт-Петербургск. ун-т технологий управления и экономики, 2025. С. 29–33.
5. 5. Crossan M. M. Apaydin M. A multi-dimensional framework of organizational innovation: A systematize review of the literature // Journal of Management Studies. 2010. Vol. 47 (6). P. 1154–1191.
6. 6. Laforеt S., Tann J. Innovative characteristics of small manufacturing firms // Journal of Small Business and Enterprise Development. 2006. Vol. 13 (3). P. 363–380.
7. 7. Haneda S., Ito К. Organizational and human resource management and innovation: Which management practices are linked to product and/or process innovation? // Research Policy. 2018. Vol. 47 (1). P. 194–208.
8. 8. Organizational innovation: The challenge of measuring nontechnical innovation in large-scale surveys / H. Armbruster [et al.] // Tec Novation. 2008. Vol. 28. P. 644–657.
9. 9. Birkinshaw J., Hamel G., Mol M. Management innovation // Academy of Management Revie. Vol. 33 (4). P. 825–845.
10. 10. Hollen R. K., Van Den Bosch FAJ, Volberda H. W. The role of management innovation in enabling technological process innovations: An inter-organizational perspective // European Management Review. 2013. Vol. 10 (1). P. 35–50.
11. 11. Cozzarin B. P. Impact of organizational innovation on product and process innovation // Economics of Innovation and New Technology. 2017. Vol. 26 (5). P. 405–417.
12. 12. Nieves J., Segarra-Cipres M. Management innovation in the hotel industry // Tourism Management. 2015. Vol. 46 (1). P. 51–58.
13. 13. Hamel G. The why, what, and how of management innovation // Harvard Business Review. 2006. Vol. 84 (1). P. 72–84.
14. 14. Hoang D. T., Igel В., Laosirihongthong T. The impact of total quality management on innovation // International Journal of Quality and Reliability Management. 2006. Vol. 23 (9). P. 1092–1117.
15. 15. Camison C., Villar-Lopez A. Organizational innovation as an enabler of technological innovation capabilities and firm performance // Journal of Business Research. 2014. Vol. 67 (1). P. 2891–2902.
16. 16. Bigliardi В., Dormio A. l. An empirical investigation of innovation determinants in food machinery enterprises // European Journal of Innovation Management. 2009. Vol. 12 (2). P. 223–242.
17. 17. Battisti G., Stoneman P. How innovative are UK firms? Evidence from the Fourth UK Community Innovation Survey on Synergies between Technological and Organizational Innovations // British Journal of Management 2010. Vol. 21 (1). P. 187–206.
18. 18. Fischer M., Varga A. Technological innovation and interfirm cooperation: An exploratory analysis using survey data from manufacturing firms in the metropolitan region of Vienna // International Journal of Technology Management. 2002. Vol. 24 (7/8). P. 724–742.
19. 19. Sethi R., Sethi A. Can quality-oriented firms develop innovative new products? // The Journal of Product Innovation Management. 2009. Vol. 26 (2). P. 206–221.
20. 20. Prajogo D., Sohal S. The integration of TQM and technology. Rand management in determining quality and innovation performance // Omega. 2019. Vol. 34 (3). P. 296–312.
21. 21. Kim Y., Lui S. S. The impacts of external network and business group on innovation: Do the types of innovation matter? // Journal of Business Research. 2015. Vol. 68 (9). P. 1964–1973.
22. 22. Perdomo-Ortiz J., Gonzalez-Benitoa J., Galende J. Total quality management as a forerunner of business innovation capability // Technavio. 2006. Vol. 26 (10). P. 1170–1185.
Скачать файл .pdf 454.17 кб