Главная Выпуски № 4 (42)

ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТА КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Региональная экономика , УДК: 376 DOI: 10.24412/2312-6647-2024-442-51-67

Авторы

  • Столь Анна Викторовна кандидат экономических наук, доцент

Аннотация

В России наблюдается серьезный дефицит кадров, обеспечивающих коррекционное развитие и медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Целью нашего исследования была оценка этого дефицита в Республике Башкортостан на основе статистики, отзывов педагогов и родителей школьников с ОВЗ. Для этого использовались методы социологического опроса (опрос учителей, опрос родителей) и аналитический метод. Выявлено, что работа с детьми с ОВЗ является стресс-фактором для учителей, требует адекватной компенсации в виде заработной платы и создания благоприятных условий для работы специалистов, обучающих детей с ОВЗ. В силу низких заработных плат и повышенной нагрузки наблюдается вымывание специалистов коррекционной педагогики из региональной системы общего образования, что в итоге привело к недостатку в коррекционно-развивающих занятиях и психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ. Это способствует большей нагрузке на родителей, усугубляет трудности семей с особенными детьми. В работе предложены меры по компенсации выявленного дефицита — обучение родителей по двум траекториям: во-первых, повышение их педагогической компетентности с учетом особенностей здоровья детей и профилактика родительского выгорания; во-вторых получение диплома государственного образца и возможность трудоустройства по профессиям коррекционной педагогики в разной форме занятости.

Как ссылаться

Столь, А. В. (2024). ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТА КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика», № 4 (42), 51. https://doi.org/10.24412/2312-6647-2024-442-51-67
Список литературы
1. 1. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты // Мониторинг экономики образования. 2020. Т. 18. С. 1–17.
2. 2. Oranga J., Obuba E., Boinett F. J. Barriers to parental involvement in the education of learners with intellectual disabilities // Open Journal of Social Sciences. 2022. № 10 (2). Р. 410–423. DOI: 10.4236/jss.2022.102029. URL: https://www.scirp.org/journal/paperinformation?paperid=115565
3. 3. Murphy A. N., Risser H. J. Perceived parent needs in engaging with therapeutic supports for children with disabilities in school settings: An exploratory study // Research in developmental disabilities. 2022. № 123. Р. 104183. DOI: 10.1016/j.ridd.2022.104183. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0891422222000130
4. 4. Глебова Г. Ф., Возенкова К. В. Взаимодействие семьи и школы в оптимизации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и условия организации // Учитель и время. 2018. № 13. С. 51–61. EDN: JEXVVY. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37263896
5. 5. Warnes E., Done E. J., Knowler H. Mainstream teachers’ concerns about inclusive education for children with special educational needs and disability in England under pre‐pandemic conditions // Journal of Research in Special Educational Needs. 2022. № 22 (1). Р. 31–43. DOI: 10.1111/1471-3802.12525. URL: https://nasenjournals.onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/1471-3802.12525
6. 6. Гутерман Л. А., Деточенко Л. С. Инклюзивные процессы в оценках родителей детей с инвалидностью // Человек. Общество. Инклюзия. 2022. № 3 (51). С. 23.
7. 7. Афонькина Ю. А. Ожидания родителей как субъектов инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ // Концепт. 2020. № 11. С. 27–40. EDN: YIMXUX. DOI: 10.24411/2304-120X-2020-11079. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ozhidaniya-roditeley-kak-subektovinklyuzivnogo-obrazovaniya-obuchayuschihsya-s-ovz (дата обращения: 17.07.2024).
8. 8. Бруцкая К. А., Лазуренко С. Б. Практики включения родителей и прародителей в образование детей с ОВЗ: отечественный и зарубежный опыт инклюзии // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2022. № 206. С. 133–145. EDN: ZSIGTH. DOI: 10.33910/1992-6464-2022-206-133-145. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiki-vklyucheniya-roditeleyi-praroditeley-v-obrazovanie-detey-s-ovz-otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt-inklyuzii (дата обращения: 17.07.2024).
9. 9. Саитгалиева Г. Г. Формирование родительской компетентности в вопросах сопровождения детей с инвалидностью в инклюзивном образовании // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2016. Т. 18. № 2. С. 788–793. EDN: WDCPGV. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26280667 (дата обращения: 17.07.2024).
10. 10. Юденкова И. В., Горская С. В. Психолого-педагогические аспекты работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ // Инклюзивное образование: теория, практика, перспективы. 2018. С. 98–101. EDN: JZAHOW. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39212346_50460946.pdf
Скачать файл .pdf 538.38 кб